Узник концлагеря.Заполярные записки.
Меженцев Федор Игнатьевич родился на Рождество 7 января 1920 года в деревне Большое Катково Добрянской волости Краснинского уезда Смоленской губернии. Детство и юность с 1923 года по 1939 год прошли на хуторском поселке Дерливец. Отец Игнатий Андреевич и мать Ирина Тимофеевна (урожденная Корнаухова) - потомственные крестьяне. В 1929 году поступил учиться в Платоновскую школу сразу во второй класс. В 1932 году окончил четыре класса, учился в Глубокинской неполной средней школе. После неполной средней школы успешно поступил в 1936 году в Смоленское педучилище. В 1939 году, окончив педучилище, стал работать в Ляховской начальной школе. 28 ноября того же года призвали в армию. Служил в городе Пскове в кавалерийском полку, затем в мотополку. Был назначен исполняющим обязанности санинструктора. Как отличнику боевой и политической подготовки, имевшему среднее образование, присвоили сержантское звание. За четыре дня до начала войны 1-й мотополк отправили из Пскова в Заполярье на границу с Финляндией. В боях участвовал недолго, попал в плен.
«Выскочивший из загоревшей бронемашины лейтенант Петров подал громко команду отступать назад. Развернулись назад танки и мы поползли тоже назад…. И вдруг передо мною в канаве большой камень. На минуту стушевался, подумав, что он на прицеле у противника. Затем правым боком (на левом боку санитарная сумка) я сиганул через камень и тут же был поражён в левый бок пулей навылет. Пуля вошла неподалёку от сердца, прошила лёгочную полость, задев край лёгкого, и, перебив рёбра, вышла. Свалившись с камня я лежал в канаве. В глазах потемнело, кровь лилась под рубашкой. Помню, как Титов и Колобов, ползшие сзади меня, взяли из кармана гимнастёрки мой блокнот с документами, несколько протянули меня вперёд и оставили. А потом, истекая кровью, я потерял сознание. К счастью санитарную сумку с меня не сняли. Она то и явилась моей спасительницей»
(из книги Ф.И. Меженцева « В заполярных концлагерях»)
Спасла Фёдора Меженцева и санитарная сумка (Финляндия входила в организацию Красного Креста и к пленным медицинским работникам было самое гуманное отношение) и знание немецкого языка, на котором он обратился к финским солдатам, нашедшем его в лесу, о помощи.
Три с половиной месяца длилось лечение после ранения в немецком военном госпитале в местечке Салло (Восточная Финляндия)
«… офицер выдал мне алюминиевую бирку прямоугольной формы с выгривированным номером 713. Ниже номера, помельче, немецкое слово «шталаг» и цифра 109.»
(из книги Ф.И. Меженцева « В заполярных концлагерях»)
Так начались лагеря: весна и лето 1943 года - фашистский концлагерь смерти, штраф – лагерь в Лапландии (северо - запад Финляндии). Осень 1944г. - концлагерь в г.Инари (Финляндия). Когда Финляндия заключила мир с СССР, немцы угнали пленных в октябре 1944 года в Северную Норвегию. С ноября 1944г. до конца войны и еще месяц после войны военнопленный Фёдор Меженцев находился в лагере в г. Намсосе.
«Около десяти лагерей расположили немцы на запланированной дугообразной стодвадцетикилометровой дороге лесотундры и тундры Лапландии. На костях пленных построили эту дорогу для отступления немецких войск из Финляндии в Норвегию, что и было в октябре 1944 года»
(из книги Ф.И. Меженцева « В заполярных концлагерях»)
Военнопленные работали в лесу, валили деревья, таскали и пилили брёвна, заготавливали дрова, строили мосты.
«Ночью добрели до бывшего зондерлагеря на 40-ом километре от Инари.55 километров прошли в один приём без еды, некоторые пленные еле держались на ногах. Впустили нас в зону лагеря..Все первые ряды колонны побежали в пустой барак, чтобы занять место на нарах .Я расположился на нижних нарах сразу же у входных дверей. Вынул из вещмешка шинель и лёг на нары. Хотя весь день и не кормили нас, но голод не ощущался, потому что организм привык к недоеданию. Быстро всех одолел сон»
« Мы стали по одному выходить без рубашек, хотя мороз под сорок, но таков приказ. Кожа от холода делалась сразу гусиной. А полицай Середкин, ударяя каждого выходившего из палатки тростью по голой спине, считал: « Один ,два, три…двенадцать…двадцать…» Замечу , все пять месяцев, сколько находился я в штрафном лагере на 16-м километре, за редким исключением не повторялась такая процедура по утрам. После умывания встраивались в очередь к кухне за завтраком. Повар Максим с заплывшим от жира лицом наливал в котелки литровым черпаком подслащённый кипяток. Второй повар выдавал дневной паёк хлеба в двести граммов»
« В самых худших условиях содержались советские военнопленные. И кто знает сколько бы прибавилось к числу пропавших без вести и было похоронено в Норвегии, если бы не жалостливые, добросердечные жители этой страны»
(из книги ф.И. Меженцева « В заполярных концлагерях»)
В июне 1945 года Ф. Меженцев был репатриирован через Швецию в СССР. Продолжил службу в строительном батальоне на должности заведующего делопроизводством штаба воинской части.
Награждён орденом Отечественной войны 2-й степени (06.04.1985), медалями.
После демобилизации вернулся в родные места.Здесь же создал семью и вместе со своей верной спутницей, супругой Любовью Абрамовной, посвятил себя учительскому делу.
Был директором Лещевской семилетки. Возглавлял также Платоновскую семилетку. В 1953 году заочно окончил учительский институт, а в 1957 году – филологический факультет Смоленского пединститута.
Уйдя на пенсию в 1981 году, продолжал работать учителем Гребенёвской школы до 1994 года.
Фёдор Игнатьевич Меженцев многие десятки лет сотрудничал с районной газетой. Писал заметки в областные газеты « Рабочий путь» и «Смена». Он один из наиболее старейших и опытнейших сельских корреспондентов нашей области. Ветеран пера пишет на различные темы: школьные культурно -бытовые, литературные.
Фёдор Игнатьевич активно занимался краеведческой работой, публикуя статьи и очерки об истории краснинских деревень, о знатных земляках, героях войны и передовиках сельского хозяйства. Помимо документальной повести «В заполярных концлагерях» в 2000 году была издана книга «Краснинская летопись», написанная им в соавторстве, в 2001г.- «Слово учителя», в которой автор вспоминает о своей педагогической деятельности
Фёдор игнатьевич Меженцев оказал большую помощь в сборе материалов для Краснинского краеведческого музея.
Умер 4 июня 2004 года. Похоронен на кладбище в деревне Катково Краснинского района.
«Условия содержания советских военнопленных в немецких лагерях были ужасными. Смертность достигала 57 процентов. Помимо умерших от голода и болезней, немцы расстреливали в лагерях политруков, коммунистов, евреев и просто патриотов своей родины….Три года плена, а теп более четыре на одном лагерном пайке, особенно раненым…..» Что же помогло мне выжить?.......»
Ответ на этот вопрос вы найдёте в книге Ф.И. Меженцева «В заполярных концлагерях», которая вызвала многочисленный интерес.