10 июня исполнилняется 100 лет со дня рождения Самсонова Ивана Антоновича - уроженца Краснинского района, выпускника Краснинской школы, участника Великой Отечественной войны, скульптора
Мы предлагаем вашему вниманию онлайн-выставку, посвящённую нашему знаменитому земляку, по материалам музейных фондов. Часть экспозиции в зале Великой Отечественной войны посвящена Ивану Антоновичу Самсонову.Пример Николая Островского , железная воля, моральная поддержка старших товарищей, встретившихся ему на трудном пути, большая любовь жены, замечательной , мужественной, Елизаветы Ивановны, сам уклад советской действительности - всё это помогло Ивану Самсонову победить личную трагедию. Его жизнь - его драма, его победа над собой свидетельствует об исключительной крепости духа и мужестве этого человека В экспозиции можно увидеть фотографии, документы, скульптуру «Николай Островский».
Самсонов Иван Антонович с женой Елизаветой Ивановной 12.04.1946 г.
Родился Иван Антонович Самсонов 10 июня 1920 года в деревне Карпиловка Краснинского района Смоленской области в семье крестьянина-бедняка. Родители его занимались сельским хозяйством и были совершенно безграмотными.
Учился Иван Антонович в Краснинской средней школе, был прилежным учеником. Здесь же, в Краснинской средней школе, был принят в ряды ВЛКСМ. После окончания школы в 1939 году поступил в Минское пехотное военное училище. Был юноша всегда жизнерадостным, умел дорожить дружбой, очень любил ловить рыбу и охотиться. В семье был чутким и отзывчивым, много помогал родителям по хозяйству.
Когда пробил час, с миллионами соотечественников пошел защищать Родину. Фронтовые дороги капитана, командира Гвардейского пехотного разведывательного батальона И.А. Самсонова в 1941 году пролегли через Карелию и Белоруссию.
На безымянной высоте в октябре 1941 года Самсонов получил приказ: «Держаться во что бы то ни стало!» восемь дней, без минуты отдыха, горстка солдат держала этот рубеж. Падали сраженными друзья, истекали кровью раненые, но высота оставалась неприступной. Противник бросал на приступ батальон за батальономно штурмы приносили ему только потери.
На девятый день по радио пришел приказ – отходить. Самсонов собрал бойцов – их было немного – человек шестьдесят усталых, заросших, обожженных ветром и огнем, с воспаленными глазами. Самый молодой (ему только минул двадцатый год), Самсонов был здесь самым старшим, в звании лейтенанта.
- Мы честно исполнили свой долг, - сказал он. – Оперативное значение высота уже потеряла. Сейчас задача – обязательно прорваться к своим. До встречи, друзья!
Уходили по трое, по четверо, и каждый на прощание обнимал лейтенанта. К утру здесь остались Самсонов и семь солдат. Весь день они вели непрерывный бой, а к ночи, когда в живых осталось лишь четверо, лейтенант приказал оставить высотку.
Проваливаясь по пояс в снег, измученные, голодные, они пробирались по захваченной врагом земле, делая лишь короткие привалы, чтобы свериться с картой. Уже в сумерках дошли до болота и здесь приняли бой. Он был недолгим. Все четверо были ранены. Самсонов – тяжело. Он укрылся среди кочек и приказал залечь остальным. Наступила томительная тишина. Она длилась час, другой, пока фашисты убежденные в том, что уничтожили советских бойцов, ушли.
Подняться Самсонов не мог. Гимнастерка пропиталась кровью, малейшее движение причиняло нестерпимую боль. Понимая безвыходность положения, лейтенант приказал бойцам отходить. Сколько ни уговаривали его друзья идти с ними, он стоял на своем.
- Без меня вы дойдете, а со мной – нет. Передайте – живым в руки не дамся.
Повинуясь приказу, бойцы ушли. Минула ночь. Стыли ноги, все тело сковывала боль. «Так и замерзнуть можно», - подумал Самсонов и решил попытать силы. Он встал, сделал несколько шагов и почувствовал, что хоть и медленно, мучительно, но сможет двигаться. Сначала шел, опираясь на костыль, падал и снова шел… Изнемогая, лейтенант добрался до речушки, сбегавшей с горных круч. Когда он решил было уже ступить на обледенелый валун, послышался шорох в прибрежных кустах. Оттуда вышел человек с винтовкой.
- Я знал, что вы придете, - сказал он. – Знал, что вам не перейти реку, и вернулся. Не мог я иначе…
Это был сержант, один из трех бойцов, вместе с Самсоновым последним оставивший высоту.
Тяжким и долгим был путь к выздоровлении. Четыре месяца в госпитале, затем, отказавшись от отпуска, Иван Антонович опять уехал на фронт. Трижды потом он возвращался на госпитальную койку и трижды уходил туда, где решалась судьба Родины.
Приказом № 79 от 17 декабря 1942 года капитан Самсонов И.А., командир 2 роты отдельного лыжного батальона 28 стрелковой дивизии, был награжден медалью «За отвагу».
Смерть подстерегала на каждом шагу. Вместе со своими боевыми товарищами в зной и в дождь, в снежную круговерть, днем и ночью шел , полз ужом под самым носом противника, пробирался еле приметными тропами, по бездорожью, наталкиваясь на вражеские засады и минные ловушки, вступая в неравные схватки с гитлеровцамию. В Белоруссии ему пришлось воевать под городом Полоцк в июле 1944 года. Иван Антонович был ранен в пятый раз. Осколок снаряда перебил позвоночник, ноги были парализованы. Военные дороги для него окончились.
Приказом № 221/н от 11 сентября 1944 года гвардии капитан, командир 2 стрелкового батальона 272 Гвардейского стрелкового полка 90 Гвардейской стрелковой дивизии Самсонов А.И. был награжден орденом Красного Знамени, хотя был представлен к награждению орденом Красной Звезды.
Самсонов Иван Антонович (справа) на инвалидной мотоколяске
Проходили дни, недели, месяцы, а ноги по-прежнему были немощными. Даже перевернуться с боку на бок не мог гвардии капитан. Врачи уже не скрывали: встать с постели больному не удастся. Жить надо было начинать заново. Это уже был бой со смертью, с думами о безысходности. Но и здесь из борьбы со своим недугом Иван Антонович вышел победителем.
Не раз он содрогался от одной только мысли, что его ждет участь не живого человека, а какой-то бесплотной тени, переходил от тупого равнодушия к смертельному отчаянию. Трудные, очень трудные часы были – хоть в омут бросайся, хоть в петлю лезь. Шли месяцы, годы пребывания в госпиталях, огромной борьбы с недугом. Иван Антонович знал: встать с постели ему не удастся. Все, вплоть до мелочей, дается нелегко. Но постепенно у него появляется уверенность, что нет положения, из которого не было бы выхода.
Самсонов И.А. с собакой Белкой 1960 г.
Частыми гостями в госпитале были люди разных профессий, мастера-педагоги. Можно было ремонтировать часы, ретушировать фотографии, выпиливать рамочки, делать шкатулки. Но эти профессии его не привлекали. Однажды в госпиталь зашел местный художник Т.Ф. Карев. Его рассказы о творчестве великих мастеров живописи увлекали Ивана Антоновича. Здесь, в орехово-зуевском госпитале, где он пролежал 4 года, зародилась мечта стать скульптором.
В эти дни Самсонов познакомился и со скульптуром Дулевского фарфорового завода Н.П. Пустыгиным. Началась новая страница биографии Самсонова.
Самсонов Иван Антонович и Островская Раиса Порфирьевна в Москве.1975 г.
Первые опыты не принесли ему творческой радости. Пластелин не слушался рук, все выходило не так, как хотелось. А отступать было нельзя. Неистребимо было желание во что бы то ни стало победить болезнь. Снова менялись листки календаря, и сражение продолжалось. Пришел, наконец, день, когда Иван Антонович решил показать свою композицию учителям. Они долго рассматривали ее и вместо похвальных речей сказали просто, сердечно: «Спасибо».
Это был рубеж, взятие которого означало рождение таланта. Медленно и упорно шел к цели Самсонов. На его столе, придвинутом к кровати, появились тома истории искусств, монографии о выдающихся мастерах живописи и ваяния, журналы… Творчество требовало не только мастерства рук, но и широты кругозора.
Самсонов Иван Антонович за работой 1955 год
В это время Самсонов получает квартиру в городе Орехово-Зуево, коляску. В доме появляется телевизор. Он много читает, встречается с людьми, но этого ему кажется мало. Не скрывая, радуется переменам, происходящим в Иване Антоновиче, старые, видевшие много тяжких судеб врачи, друзья, близкие.
Текут дни – один за другим. Необычные. Дни новой жизни Ивана Антоновича Самсонова. И всегда рядом с ним была его жена. Она работала санитаркой в госпитале, а потом стала его женой. Это она выносила его на руках, сажала в коляску, круглосуточно ухаживала за больным. Сколько сделала для него, физически беспомощного! Сколько мужества нужно иметь, чтобы все перенести, чтобы поддержать все эти годы, ни одним шагом, неосторожным движением не ранить его болезненного самолюбия.
Самсонов Иван Антонович. бывший ученик Краснинской средней школы с женой 1949 г.
Слева направо Мешков Виктор Степанович, Самсонов Иван Антонович, Елизавета Ивановна.
Он работает. Создает композиции сначала из пластилина, а потом из гипса. Появляются композиции-барельефы «У колодца», «Иван Сусанин», «Девочка с овчаркой» и другие. Многие годы потребовалось, прежде чем он отважился создать скульптуры адмирала Ушакова и генерала Багратиона, а потом Николая Островского.
Работы Самсонова Ивана Антоновича экспонировались на выставке произведений художников Российской Федерации в художественном музее в городе Москва и получили высокую оценку.
Членский билет Союза художников Самсонова И.А., 1950 г.
В фондах Краснинского краеведческого музея хранятся работы Ивана Антоновича в гипсе и сделанные из пластилина, которые передала его жена.
Скульптура Багратион Автор Самсонов И.А.
Скульптура Адмирала Ушакова, автор Самсонов 1958 год
Скульптура Н. Островский .Автор Самсонов И.А.
Барельеф из гипса. Автор Самсонов И.А
Барельеф из гипса. Автор Самсонов И.А
Барельеф из гипса " Девочка с овчаркой"
Барельеф из пластилина "Подвиг ивана Сусанина" Автор Самсонов И.А.
Барельеф из пластилина автор Самсонов И.А.
Он очень хотел жить, хотел посмотреть, что будет дальше, какая будет жизнь. Он был рад, что труд его признали, знал, что ему предстоит сделать многое. Трудностей не боялся. Мечтал создать композицию «Человек, преобразующий мир» и «Верная подруга». Последняя посвящалась жене – человеку красивой и богатой души.
Умер Иван Антонович 30 марта 1966 года и похоронен с воинскими почестями на кладбище в городе Орехово-Зуево.